Крым издавна притягивал внимание народов. Всегда здесь сосуществовали различные религии и вероисповедания. Нередко этот чудесный кусочек суши становился местом проведения социальных, политических и экономических экспериментов. Один из них — создание в конце 20-х — начале 30-х годов еврейских сельскохозяйственных поселений, коммун, товариществ и колхозов в степной зоне полуострова.
Переселение евреев и создание земледельческих колоний началось в 1923-24 гг. и первоначально носило стихийный характер. Первые 34 колонии, созданные в это время, заняли около 15 тысяч десятин земли в степной части Крыма. Евреи покидали Россию, Украину и Белоруссию, где погромы в годы 1-й мировой и гражданской войн, ревизии времен военного коммунизма и разруха привели практически к полному их разорению. Они стали людьми, «не имеющими определенных занятий», т.н. «нетрудовыми элементами». Спастись от голодной смерти можно было только при условии работы на земле. Найти неосвоенные земли удалось в Северном Крыму.
В 1925 году советское правительство приступило уже к плановому переселению евреев. Согласно постановлению ВЦИК, им выделили тысячу с лишним десятин земли, на которых были организованы 11 колоний из 305 семей, создан национальный сельсовет — Ротендорфский («Ротендорф» — Красное село).
Такого рода мероприятия, проводимые в рамках государственной политики, требовали огромных инвестиций. Наличие договора между СНК СССР и Американским еврейским объединением агрономических корпораций («Агро-Джойнт»), подписанного в декабре 1924 года, помогло решить проблему финансирования переселения евреев в Крым.
Немного раньше, в августе 1924 года, при Президиуме Совета национальностей ВЦИК был создан Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КомЗЕТ). А в январе 1925 года образуется Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ). Основной задачей и целью этих структур было привлечение еврейского населения к общественно полезному труду, в основном сельскохозяйственному.
Как же распределялись роли между правительством СССР, КомЗЕТом, ОЗЕТом, «Агро-Джойнтом» и другими зарубежными благотворительными еврейскими организациями? Планирование, контроль, регулирование взяли на себя государственные и общественные организации СССР, а на иностранных партнеров, в основном на «Агро-Джойнт», было возложено финансовое обеспечение функционирования хозяйств и создание всей инфраструктуры, в том числе учреждений образования, искусства, культуры.
Газета «Красный Крым» 29 октября 1926 года писала: «Еврейские колонисты проявляют много энергии и выдержки. Никакие трудности, никакие препятствия их не удерживают, а агрономы, соприкасающиеся с новыми еврейскими колониями, отзываются о них очень хорошо». Об успехах еврейских колхозов говорилось на Всекрымском слете колхозников, который состоялся 8 октября 1930 года. Только осенью 1928 года, например, было поднято 68 тысяч га целины в степной части Крыма. В еврейских поселках работали паровые молотилки, сортировки и веялки, 5 заводов по переработке молочных продуктов, маслобойные, кожевенные, черепичные заводы, развивалось промышленное птицеводство. Благодаря колодцерубильной машине, привезенной из Америки, удалось быстро устроить артезианские и шахтные колодцы глубиной от 80 до 120 метров, что решало сложную задачу обеспечения этих районов водой. При помощи французских плантажных плугов закладывались виноградники. Газета «Красный Крым» писала, что с виноградников колхоза «Соц вег» («Социалистическая дорога») ежедневно отправляют в санатории Евпатории по 1000-1200 кг винограда.
И еще одно немаловажное свидетельство успехов еврейских переселенцев: в 1939 году 256 колхозников Крыма были занесены в Почетную книгу Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки, в их числе — 64 еврея.
Огромное внимание в это время уделялось строительству жилья для переселенцев. В 1928 году был построен 441 жилой дом, в 1931 — 3.828. Все дети школьного возраста посещали учебные заведения. Действовало 79 школ I ступени, 7 школ II ступени (т.н. школ колхозной молодежи), 15 вечерних школ по подготовке в вузы и техникумы для взрослых. В 1932 году во Фрайдорфе был открыт педагогический техникум с преподаванием на еврейском языке, а неподалеку от Сак (Чеботарки) — сельскохозяйственный техникум, преподавание в котором также велось на идиш. Все еврейские поселения были радиофицированы, почти все — электрифицированы, кинопередвижки имелись в каждом районе; активно работали избы-читальни, каждый год открывались библиотеки (только «красных уголков» насчитывалось 50). С октября 1930 года выходила радиогазета «Эмес» («Правда»). Работал передвижной еврейский театр. Выходила газета «Ленин вег» («Ленинский путь»). Центром средоточия культурной и общественной жизни еврейских поселков становились клубы, где переселенцы вместе встречали праздники и горевали, решали насущные вопросы и обсуждали задачи на будущее.
Одновременно с преобразованиями в области сельского хозяйства жители еврейских колхозов умудрялись бережно сохранять атмосферу, традиционно присущую еврейским местечкам. В колхозах были и свои стахановцы, и победители соцсоревнований, но дух еврейской общины — «идишкайт» — главенствовал над всем. Дух этот — в готовности помочь ближнему, милосердии и сострадании, поддержке и взаимовыручке. Только чувство единения спасало народ Израиля от исчезновения, оно же помогало и в период освоения земель степного Крыма.
Информация о том, что в Крыму создаются еврейские сельскохозяйственные поселения, облетела весь земной шар. Встречали эту новость с энтузиазмом, верой и надеждой на то, что появилось, наконец, место на планете, где еврейский народ может жить и трудиться, ощущая себя полноценными людьми, полноправными гражданами.
В 1925 году 25 семей из Палестины, воодушевленные идеей еврейских поселений, прибыли в Крым. Ими в Евпаторийском районе была основана коммуна «Виа-Нова» («Новый путь»). Участь этих людей сколь ужасна, столь и тяжела для понимания: в 1939 году все они были осуждены и расстреляны по обвинению в сионизме. «Врагами народа» были объявлены приехавшие строить первое в мире государство рабочих и крестьян — «Город Солнца» равных возможностей для всех.
Венцом эксперимента по переселению евреев в Крым стал поиск «агентов вражеских разведок», «шпиономания». Так, в 1938 году началось преследование сотрудников «Агро-Джойнта», против которых выдвигалось стандартное обвинение: шпионаж в пользу США. Доставалось и рядовым колхозникам. Финальную точку в развитии событий поставило нашествие гитлеровцев...
И все-таки, почему именно сегодня мы возвращаемся к этому скромному эпизоду истории?
Во-первых, потому, что картину событий можно пока еще воссоздать практически полностью. Завтра это будет не просто сложно, но, пожалуй, невозможно, учитывая масштабы эмиграции из Украины еврейского населения. А ведь история не любит и не прощает незнания и невежества.
Во-вторых, Симферопольское еврейское общество «Яд эзра» — «Рука помощи» помимо разнообразных общественных и благотворительных задач считает необходимым и создание музея евреев Крыма. А это значит, что появилась организация, заинтересованная в том, чтобы история нашего полуострова рассматривалась полнокровно, ибо евреи жили здесь, по крайней мере, с начала нашей эры. В настоящее время, как и в далекие 1920-30-е, финансовую, организационную и методическую помощь в разработке программы оказывает Американский еврейский распределительный комитет «Джойнт».
Год Агро-Джойнт ОЗЕТ КомЗЕТ
(госбюджет)
1924/25 444.323 — —
1926 708.672 118.994 87.602
1927 1.165.715 414.561 107.602
1928 1.500.000 266.444 46.772
В-третьих, мы становимся свидетелями очередной волны антисемитизма. История еврейских сельскохозяйственных поселений в северной части полуострова — сама по себе доказательство, причем неопровержимое, состоятельности евреев не только в области искусства и науки, но и трудоспособности, дееспособности народа, которому не чужд никакой, даже самый тяжелый, физический труд. Молодое государство Израиль — воплощение всего этого, воплощение яркое и красноречивое.
В-четвертых, социологические исследования, проведенные сотрудниками «Яд эзра», показали, что около 60% современного еврейского населения Крыма — это агроджойнтовцы, участники описанных событий или же их потомки. А это, в свою очередь, означает: идея, положенная в основу создания еврейских сельхозпоселений, близка и понятна тем, кто живет сейчас. И несмотря на разобщенность, разрыв между поколениями, осталась нить, связующая и объединяющая евреев разного возраста: раз есть общее прошлое — следовательно, возможно и общее будущее.
Зададимся вопросом: как еврейский народ смог не просто выжить физически, но пронести сквозь века гонений свои традиции, культуру, язык? Ответ на этот вопрос сложен и неоднозначен. Один из возможных вариантов — через бережное, трепетное отношение к институту семьи, включающему самый широкий круг родственников. Для крымских евреев исторический факт сельхозпоселений в степном Крыму — объединительная идея, облегчающая поиск выхода из современного кризиса.
В-пятых, проанализировав события семидесятилетней давности, мы можем сделать различные выводы о том, что такое национальная политика государства, межнациональные отношения и каково участие во всех этих «проблемах» простых людей-тружеников любой национальности. Жить в мире и добрососедстве — таково стремление подавляющего большинства людей. А вот государственные акции, направленные против конкретного народа или нации, навсегда останутся на совести недальновидных и недобросовестных политиков. Переселение евреев в Крым, освоение незаселенных — подчеркиваем еще раз, незаселенных — районов полуострова устраивало власти всех уровней в конце 1920-х. Однако в начале 30-х ситуация изменилась, и в результате была создана Еврейская автономная область в Приамурье. Не правда ли, это больше похоже на издевательство или трагикомический фарс, стоивший тысяч жизней. Каждый человек волен жить там, где он хочет, где ему нравится. И никакие религиозные или политические препятствия не должны воздвигаться на этом пути. А создают эти препоны либо ради славы, либо ради власти, либо ради денег, но никогда — ради людей, ради народа.
И еще одно, последнее замечание. Изучать историю еврейских сельхозпоселений в Крыму необходимо серьезно и глубоко. Потенциал этого явления велик, потенциал еврейского народа — огромен. Обвинения евреев в отсутствии чувства Родины, Отчизны — беспочвенны. Потерять украинскую диаспору евреев полностью — значит, утратить большой пласт культуры — созидающей, творческой и производительной.
Александр ГЛУБОЧАНСКИЙ
Елена РИВКИНА
"ОК", №5, август-сентябрь 1999 г.