Начиная с 20-х годов проблемой создания национальной государственности евреев занимались специально созданный Государственный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся при Президиуме Совета национальностей ЦИК СССР (КомЗЕТ), который возглавлял тогда П.Г. Смидович. Был еще общественный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (ОЗЕТ) во главе с Ю. Лариным (М.А. Лурье). Именно Лариным разрабатывалась идея организации еврейской республики в Крыму и поселения на ее территории для создания большинства в этом районе - 280 тысяч евреев. Но это была не единственная попытка. В начале тех же 20-х годов при поддержке Еврейской секции РКП (б) было задумано создание Белорусской еврейской республики. В ноябре 1923 года появился новый проект руководителя еврейской секции РКП (б) А. Брагина, предложившего образовать автономную область евреев на территории Северного Крыма, степной полосы Украины и Черноморского побережья вплоть до границ Абхазии. На Западе в лице Джойнта объявился богатый спонсор, обещавший в октябре 1922 года, что вместе с другими еврейскими благотворительными организациями выделит на это 1 млн. 240 тысяч долларов. Так что проекты колонизации степной части Крыма и малонаселенных территорий на юге Украины возникли отнюдь не на пустом месте. Идею создания еврейского национального очага поддержали Троцкий, Каменев, Бухарин, Чичерин, Калинин и даже председатель Всеукраинского ЦИКа Г.И. Петровский. Есть весьма веские основания считать, что и Сталин на первых порах был отнюдь не против этой затеи. Но, как отмечает Геннадий Костырченко в своей работе «Русско-еврейский вопрос в советскую эпоху», существовала и сильная оппозиция этому намерению. Решительно выступал против создания не только национального образования, но и против создания КомЗЕТа нарком земледелия РСФСР А.П. Смирнов. Его поддерживали некоторые украинские руководители, прежде всего нарком юстиции Украины Н.А. Скрыпник и секретарь ЦК компартии Украины Э.И. Квиринг.
И тем не менее КомЗЕТ принял решение о заселении свободных площадей в районе уже существовавших еврейских колоний на юге Украины, а также Северного Крыма. Решения были приняты и на более высоком уровне. 11 февраля 1926 года была создана под председательством Калинина комиссия, по представлению которой Политбюро (!) 18 марта приняло решение, которое гласило: «I. Держать курс на возможность организации автономной еврейской единицы при благоприятных результатах переселения». Присутствуя на проходившем в ноябре того же года съезде ОЗЕТ, Калинин приветствовал идею автономии «в рамках большой задачи сохранения еврейской национальности», для решения которой, по его словам, необходимо было «превратить значительную часть еврейского населения в оседлое крестьянское, земледельческое, компактное население, измеряемое, по крайней мере, сотнями тысяч». Заявление советского «всесоюзного старосты» в западной прессе окрестили по аналогии с декларацией Бальфура «декларацией Калинина». (Г. Костырченко).
В 1922-1936 гг. были выделены большие земельные площади для еврейских поселений. Именно в это время в Крыму и Украине было создано 5 еврейских национальных районов, 213 еврейских колхозов с 11 тысячами хозяйств, более четырех десятков земледельческих поселений. Общая численность евреев на полуострове накануне войны достигла 65 тысяч, что составляло 8% городского и 3% сельского населения.
И тем не менее еврейская республика в этих районах не состоялась. Кроме ряда факторов, обусловивших такое развитие событий, был основной, решающий - рост массового антисемитизма в связи с попытками создания еврейского национального очага. Дело в том, как замечает Г. Костырченко, что на юге Украины, где, как и в Крыму, проводилось землеустройство евреев, насчитывалось до 5 млн. безземельных крестьян из числа коренного населения. На их глазах еврейские колонисты получали бесплатно земельные угодья, заграничную сельскохозяйственную технику, семена, породистый скот, тогда как им власти предлагали искать лучшую долю в обширных пространствах за Уралом.
«Отсюда - обостренная антисемитская реакция, которая усугубила и без того критическую общую ситуацию с массовой юдофобией, сложившуюся в стране во второй половине 20-х годов. Тому же способствовали и низкий в целом уровень жизни населения, и массовая бытовая неустроенность. Но еще более серьезными последствиями обернулся слом частнопредпринимательского сектора в экономике. Бруцкус тогда отмечал, что «борьба советской власти с частным хозяйством является в значительной мере борьбой против еврейского населения». В тот период, в отличие от дореволюционного времени, когда в рабочей среде антисемитизма почти не наблюдалось, эта разновидность национальной ненависти проникла на очень многие заводы и фабрики. Именно тогда в рабочей среде закрепилось суждение о том, что евреи «хлеб отнимают». (Г. Костырченко. «Русско-еврейский вопрос в советскую эпоху»).
Вот так под давлением всех этих факторов была похоронена идея создания еврейской автономии в Крыму. В годы войны, по данным НКВД, на территории Крымского полуострова немцы истребили 67 тысяч евреев, караимов, крымчаков. Еврейское население Крыма исчезло. И тем не менее идею Крымской автономии еврейского народа пытались реанимировать. Но теперь уже против этой идеи выступил сам Сталин. А тех, кто пытался эту идею поддержать, жестоко покарали. Чуть не лишился своего поста и Молотов. На одном из пленумов ЦК по поводу Молотова вождь народов сказал: «Молотов - преданный нашему делу человек. Но нельзя пройти мимо его недостойных поступков. Чего стоит предложение Молотова передать Крым евреям?.. Товарищу Молотову не следует быть адвокатом еврейских претензий на наш Советский Крым... Ясно, что такое поведение члена Политбюро недопустимо..» (Г. Костырченко. Миф о депортации). В этом выступлении обращает на себя внимание то, что Сталин не признает евреев частью советского народа, говоря о еврейских претензиях на Крым. Да и сам факт поддержки идеи о создании автономии возведен им в ранг преступления. Но это уже был конец 40-х годов прошлого столетия. А мы возвратимся в 20-е годы, когда идея Крыма была отвергнута в силу указанных выше причин. Но тут же отметим, что, кроме объективных факторов, не способствующих заселению евреями Крыма, чувствовалось, что и едут туда еврейские поселенцы весьма неохотно. И тогда решили испытать другой вариант. Вот в таких условиях и был разработан Биробиджанский проект.